Сегодня мы побываем с вами в Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова. Музей расположен в здании архитектурного памятника 19 века по адресу город Архангельск (Россия), улица Поморская,3.
В конце XIX начале XX веков освоение Арктики волновало умы исследователей многих стран, волновало оно и Александра Алексеевича Борисова. Он отправился в полярные широты почти одновременно с норвежскими исследователями Нансеном и Амундсеном.
В норвежском городе Тромсё уже давно есть музей, рассказывающий о их жизни и исследованиях. И норвежцы чрезвычайно им гордятся. Об американском Рокуэлле Кенте знает весь мир. Пришло время познакомить мировое сообщество и с нашим земляком, он того стоит
Сын крестьянина Красноборского уезда замечательный художник, ученик И.Шишкина и А.Куинджи, Борисов первым в мире работал с кистью и палитрой в сложнейших условиях Заполярья.
Его картины являлись ценнейшим материалом для многих исследователей Арктики. А Павел Михайлович Третьяков увидел в нём национального русского художника, отразившего в своих полотнах северные окраины России, и приобрел свыше шестидесяти работ для своей знаменитой галереи.
Архангельский музей изобразительных искусств располагает уникальной коллекцией произведений А.А. Борисова (1866-1934), включающей более 400 его работ.
Здесь хранятся сейчас и почти все произведения, с которыми Борисов в начале XX века с триумфом проехал по городам Европы.
Отдельный зал музейной экспозии предназначается для картины А.А.Борисова «Августовская полночь в Карском море». Так всегда показывал это эпохальное полотно сам автор
Войдя в этот зал, чувствуешь себя, как на корабле — так композиционно поставлена эта часть музея
Александр Алексеевич Борисов родился 2(14) ноября 1866 года в деревне Глубокий Ручей близ города Красноборска бывшей Вологодской губернии. Детство провел в крестьянской обстановке.
«Грамоте начал я учиться по псалтири у крестьянина-соседа, так как школ в то время у нас не было, да и грамотных людей вообще было очень мало. «Отцу пришлось создавать свое собственное хозяйство и независимое положение только кропотливым и тяжелым трудом.
«Моя мать принадлежала к чутким и впечатлительным натурам. Особенно сильное впечатление производила на нее природа, и в особенности лес. Мне думается, что если и есть во мне искра божия, то она передалась мне от матери, а энергию и неутомимость я унаследовал от отца».
В 1888 году Борисов зачисляется вольнослушателем Академии художеств. Первым его учителем был знаменитый пейзажист и рисовальщик И.И.Шишкин.
Он оказал большое влияние на Борисова-художника, научив его точности в рисунке и терпеливому труду рисовальщика. «Мой незабвенный учитель И.И.Шишкин, который и поставил меня на твердую дорогу, заставив изучать рисунок с тою настойчивостью и вниманием, какие характеризуют этого великого мастера».
Обучение и воспитание у А.И.Куинджи, как ни у кого другого, сливались воедино. Душевное богатство, доступность, доброта и бескорыстие Куинджи делали его близким каждому ученику.
В работах Борисова под влиянием Куинджи появится внутренняя взволнованность и экспрессия, вполне определенная творческая индивидуальность.
/Куинджи с учениками. Первый слева в 1-ом ряду А.А. Борисов. 1897г./
«Советы дорогого А.Куинджи раскрыли передо мной новые горизонты в смысле колорита, и я еще более потянулся к тем необычайным красотам, которые только и могут дать летние северные ночи».
Продолжение следует.
Дополнительно о путях становления художника читать здесь.
В 1994 году Архангельский музей изобразительных искусств, вместе с другими историческими достопримечательностями города и Архангельской области, был преобразован в Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».