Краткий очерк культуры Австрии

Искусство и архитектура.

Из романских памятников до сегодняшних дней хранят чистоту стиля базилики в Гурке и Зеккау и кафедральный собор св. Стефана в Вене (частично перестроен).

Готические памятники фактически не сохранились. Лишь некоторые элементы готического прошлого просматриваются в кафедральном соборе св. Стефана (Вена), в некоторых зданиях Инсбрука (например, так называемая “Золотая кровля”).

Широкое международное значение искусство Австрии приобрело в эпоху барокко (XVII—XVIII вв.). В это время в Вене, Зальцбурге, Мельке, Линце воздвигаются великолепные загородные резиденции, монастыри,

городские дворцы и церкви, отличавшиеся большим размахом, пластическим богатством форм и декора и вместе с тем — холодной элегантностью.

Наивысшего расцвета достигло искусство скульптуры, живописи (Д. Гран, П. Трогер, Ф. А. Маульберг), резьбы, мебели, керамики (знаменитый венский фарфор с 1718 г.).

Наука.

К. Допплер (1803—1853) — физик, указавший на существование эффекта, названного позже его именем (изменение длины волны, наблюдаемое при движении источника волн относительно их приемника);

Л. Больцман (1844—1906) — один из основателей статистической физики и физической кинетики;

Э. Мах (1838—1916) — физик, философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (махизма);

Г. Мендель (1822—1884) — естествоиспытатель, основоположник учения о наследственности;

К. Ландштейнер — (1868—1943) — один из основателей иммунологии;

В. Ф. Гесс — физик, открывший космические лучи;

Ф. Порше (1875—1951), австрийский инженер, создатель электромобиля;

3. Фрейд (1856—1939) — основатель психоанализа.

Литература.

С. Цвейг (1881—1942) — мастер психологической новеллы (сборники “Амок”, “Смятение чувств” и др.) и портрета (Стендаль, З. Фрейд, Ф. Ницше, Ф. М. Достоевский и многие др.), романизированной биографии (“Мария Антуанетта”, “Бальзак”).

Музыка.

Из всех искусств для Австрии важнейшим всегда являлась музыка. Уже с XII в. Вена была известна своими трубадурами-миннезингерами и бродячими музыкантами.

На протяжении XVIII—XIX вв. Вена благодаря покровительству рода Габсбургов, была музыкальной столицей Европы. Более того, многие представители императорского рода сами были страстными музыкантами.

Самые разнообразные формы классических музыкальных произведений, впервые явились миру слушателей здесь, в придунайских землях.

Опера, зародившаяся как музыкальный жанр в Италии на рубеже XVI—XVII вв., в Вене нашла для себя благодатную почву, достигла апофеоза популярности и наивысшего уровня развития.

Здесь Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714—1787) реформировал жанр оперы, соединив музыку с некоторыми драматическими формами (например, в “Орфее и Эвридике” или “Альсесте”).

На новый уровень развития вознес оперу гений Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791), занявшего место Глюка в придворном оркестре с 1787 г.: “Женитьба Фигаро” (1786), “Дон Жуан” (1787) с либретто на итальянском языке, “Волшебная флейта” (1791), называемая прародительницей немецкой оперы XIX в.

Учителем Моцарта считается Йозеф Гайдн (1732—1809), наиболее значительная фигура в музыкальной жизни Европы XVIII в. В течение 38 лет Гайдн дирижировал оркестром Эстерхази. Тогда появились его известные оратории “Творение” (1798) и “Времена года” (1801).

Людвиг ван Бетховен, родившийся в Бонне, приехал 21-летним, уже виртуозным пианистом в Вену специально, чтобы учиться у Гайдна. В этом городе он оставался до своей смерти, сменив один за другим около 80 адресов.

С именем Франца Шуберта (1797—1828) связывают возвращение к жизни традиций древнегерманской народной песни. Наибольшей известностью пользуется цикл, получивший название “Шубертиада”.

Для иностранца, не искушенного в тонкостях музыки, наиболее знакомым из всех жанров, прославивших Австрию, является вальс.

Зародившийся в Вене в начале XIX в., вальс с одобрением был принят на Венском конгрессе, решавшем судьбы посленаполеоновской Европы.

Первыми сочинителями вальсов считаются Иоганн Штраусс-старший (1804—1849) и Йозеф Ланнер (1801—1843). Непревзойденным остается Иоганн Штраусс-младший (1825—1899) с его “Голубым Дунаем” и “Венским лесом”.

Жанр оперетты, где композитор блистал так же ярко, встал в один ряд с оперой и балетом. Наиболее известны его оперетты “Летучая мышь” (1874), “Цыганский барон” (1885).

Среди других музыкальных знаменитостей Австрии XIX в.: Антон Брукнер (1824—1896), выдающийся органист и сочинитель церковной музыки; Иоганнес Брамс (1833—1897), композитор-романтик; Густав Малер (1860—1911), автор цикла симфоний и руководитель Венской Императорской оперы с 1897 по 1907 г.; Рихард Штраусс (1864—1949).

В XX в. в Вене оформляется “Новая школа” музыки. Всемирную известность сегодня имеют такие музыкальные исполнительские коллективы, как Оркестр Венской филармонии, хор мальчиков Вены, Государственная опера.

Вам ведь есть что сказать! Напишите!