Зарубежные выставки картин А.А. Борисова

Продолжаем наш экскурс по музею художественного освоения Арктики.

Борисов обычно выставлял свои произведения на академических выставках. Он не принадлежал ни к одной из многочисленных художественных группировок начала века.

В 1905 — 1907 годах его выставки с успехом прошли по многим городам Европы: 1905 — Вена, Прага, Мюнхен; 1906 — Берлин, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф; 1907 — Париж, Лондон.

С Вены началось его «триумфальное шествие по Европе —  именно так писали европейские газеты об этом успехе. Артистическая, музыкальная Вена была взбудоражена картинами Борисова.

Посыпались заказы и предложения продать большую часть экспозиции. Нашлись любители, которые предлагали солидную  сумму, но Борисов отклонил эти предложения.

Интерес  венцев к выставке превзошел все ожидания. О ней много    писали в периодической печати. Художник переживал огромную радость.

В феврале 1907 года состоялась выставка картин Борисова в Лондоне.

Зарубежные выставки картин А.А. Борисова

Выставка занимала четыре зала знаменитого Хрустального дворца, где размещалось 233 произведения. Картина «Страна смерти» выставлялась одна в небольшом последнем зале.

В одной из газет писалось: «…И ни разу русский художник не уступал желанию произвести какой-нибудь искусственный эффект, как это нередко делали живописцы других стран.

Его письмо внушено чистосердечной любовью к этой могучей природе Крайнего Севера, которую он хотел показать без прикрас и приспособлений к вкусам и сегодняшним понятиям людей».

В Лондоне в честь русского художника давались торжественные обеды, приемы. Лондонские художники рисовали его портреты для каталогов, дружеские шаржи в журналы.

8 февраля 1914 года состоялось открытие самой крупной выставки в России  А.А.Борисова в Петербурге в особняке князя Ф.Ф.Юсупова на Литейном.

Зарубежные выставки картин А.А. Борисова

«На пышную рекламу и звуки духового оркестра, — вспоминает художник С.Г. Писахов, — к дверям парадного подъезда стекались толпы народа».

Собранные в четырех залах картины, объединенные одной темой — показом красот северной природы, имели большой успех у публики. На выставке были представлены этюды и картины, написанные по художественным материалам всех путешествий по Крайнему Северу.

«Картины Ваши действуют неотразимо… В них могущественно и ярко изобразилось трагическое и величественно-прекрасное таинственного Севера, при всем своем подавляющем ужасе и холоде, так к себе влекущее» — писал в письме Борисову В.М. Васнецов.

Жизнь и творчество А.А.Борисова после его женитьбы (1909 год) связаны главным образом с Красноборском и его окрестностями.

Художник не терпел длительного пребывания в городах.  Он любил простор полей, белые ночи.  Еще в конце 90-х годов Борисов купил под Красноборском участок земли в несколько

десятин, на левобережной терассе реки Северной Двины и построил на ней по своим эскизам большой двухэтажный деревянный дом. Светлая, удобная мастерская выходила застекленной стеной в сторону луговой поймы реки.

Дом венчает вытянутая ввысь шатровая застекленная башенка с которой открывался широкий прекрасный вид на просторы Северной Двины, где виднелась деревянная шатровая Белослудская церковь.

С противоположной стороны к дому почти вплотную подступали бескрайние леса. Чудесные мотивы художник видел повсюду. Надо ли было их искать, когда здесь даже из окна мастерской природа так и просилась на полотно.

Борисов любил встречи с новыми людьми, был гостеприимен, радушно принимал знакомых и незнакомых у себя дома

Зарубежные выставки картин А.А. Борисова/дом и мастерская Борисова на берегу Северной Двины/

Так, в 1928 году у него побывал журналист Макс Зингер

Зарубежные выставки картин А.А. Борисова

Молодой журналист был пленен открывшимся ему совершенно новым миром — живописной усадьбой среди северной природы и, конечно, картинами о суровой Арктике. О своих впечатлениях Зингер писал в очерке, опубликованном в «Известиях».

На своей книге «У тайников Севера» М.Зингер оставил автограф: «Автору Великого Северного пути, певцу льдов и полярного моря, организатору курорта «Солониха», общественнику, хлебосолу, дорогому Александру Алексеевичу художнику Борисову от автора. 14.07.29 г.»

Вам ведь есть что сказать! Напишите!