Где они проходят, эти невидимые линии, соединяющие полярные и в то же время столь схожие точки нашей планеты — полюсы? Меридианы условны, как и многое в нашей жизни, число их бессчетно; чтобы хоть как-то отличать их друг от друга, уговорились люди обозначать меридианы градусами, минутами, секундами и долями секунд.
Это стало вроде бы их единственным и постоянным признаком. Но только — вроде бы. Ибо есть у меридианов и особые имена. Пулковский меридиан. Тюменский. Камчатский …
Снег неподвластен Океану. Океан неподвластен Снегу. Но Снег и Океан — все отступает перед Огнем. Потоки лавы. Раскаленные каменные бомбы. Черный дождь пепла. Молнии пронзают низкие тучи. Проснулся вулкан…
На том самом меридиане, где встречаются три стихии, где они живут и не уживаются, лежит земля по имени Камчатка.
Сегодня под словом «Камчатка» мы имеем в виду не только сам полуостров, но и острова Карагинский и Командорские, образуя в совокупности субъект Российской Федерации — Камчатский край.
Образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа.
Границы ее преимущественно морские. По своему расположению Камчатка — одно из мест самых удаленных от основных индустриальных районов страны.
Привычная, за много лет запомнившаяся мне картина. У причала Петропавловского морского порта — могучий турбоход «Советский Союз». Он настолько велик, что кажется, будто не судно пришвартовано к пирсу, а сама Камчатка прильнула к его высокому борту.
Если глянуть поверх надписи, что укреплена на спардеке, откроется Авачинская бухта, неспешная гряда сопок и до неправдоподобия точный контур словно изваянного по чертежу Вилючинского вулкана.
Хлопочут буксиры. Каждодневная, но не менее трудная от того работа — отшвартовка. Осторожно, почти незаметно, будто нехотя, отомкнут буксиры корабль от бетонного причала, и вот он уже не часть суши, с которой только что был связан швартовыми концами, но остров плавучий и — тоже часть земли.
А в штурманской рубке, оснащенной приборами, как на космическом корабле, — карта предстоящего перехода. Лист плотной бумаги, разбитый на квадраты, где минимум — земли, а прочее все
— сплошь море и море. Как много он может рассказать… Мелко изломанные линии курсов — значит, судно шло в трудную штормовую погоду, меняя галсы в зависимости от направления ветра.
Чаще обычного отмечены координаты — либо туман сильный был, течение сносило с курса или оказались в особо опасном месте, близ подводных камней. Словом, тому, кто умеет читать морскую карту, ясно с первого взгляда, какие они, океанские меридианы.
Было время, и не такое давнее, когда из Петропавловска морские дороги расходились негустым пучком в несколько пунктов — Владивосток, бухта Нагаево, бухта Провидения …
А сейчас, пожалуй, и не сыскать морского порта или района промысла в Мировом океане, где не встретишь судна родом из Петропавловска. Оба порта — морской и рыбный — весьма крупные даже для нашей страны.
Причалы оборудованы мощной техникой, оснащены холодильниками, солидная судоремонтная база…
Но не морем единым жива Камчатка…продолжение следует.
Камчатский край расположен на крайнем северо-востоке России и включает в себя полуостров Камчатка с прилегающей к нему частью материка, Карагинский и Командорские острова.
Камчатский край расположен на крайнем северо-востоке России и включает в себя полуостров Камчатка с прилегающей к нему частью материка, Карагинский и Командорские острова.
Очень вкусный кофе! Классический чизкейк также порадовал. За кофе в аэропорту однозначно сюда?